Главная | Новости | Хрустальный замок

Хрустальный замок

03.06.2009

Хрустальный замок

Текст: Юрий Попов
Консультант: Николай Антонов

Стекло. Один из самых древних и универсальных материалов, используемых человеком. Более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте стекло уже широко использовалось для отделки внутренних помещений дворцов и гробниц, а также для изготовления фаянсовых украшений, дорогой посуды и других изделий декоративно-прикладного характера. С тех пор многое изменилось. Технологии изготовления, состав и даже физические свойства стекла. Неизменным осталась только универсальность и широчайший спектр применения этого материала. От простеньких украшений до грандиозных архитектурных сооружений, от стеклянных бус до стеклянного дома.
Пауль Шеербарт, Бруно Таут и Glaspavillon
В начале двадцатого века стекло уже было незаменимым строительным материалом. Из него изготавливали окна, элементы осветительных приборов, декоративные мозаики, витражи и т.д. В США уже появились первые здания "из стекла и бетона", а в старой доброй Европе, благодаря стараниям писателя-экспрессиониста Пауля Шеербарта появилась утопическая концепция стеклянного города.
Пауль считал, что стены отгораживают человека от бесконечности окружающего мира, заставляют его замыкаться в небольшом пространстве, ограничивая его способность мечтать, чувствовать и творить. Стекло стало для него не просто строительным материалом, оно превратилось в основу архитектуры будущего.
Конечно, полностью стеклянный дом или полностью стеклянный город с прозрачными стенами, полом и потолком - это, если посмотреть критически, не очень уютная утопия. Однако Шеербарт, с его идеями и книгами, все же спровоцировал появление нового веяния в архитектуре.
В 1914 году архитектор Бруно Таут построил знаменитый Стеклянный Павильон для представительства стеклянной промышленности на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне. Открытие этого здания стало ключевым моментом всей выставки. Красота и необычность павильона привлекли колоссальное внимание посетителей, журналистов и произвели сильное впечатление на многих архитекторов.
Glaspavillon был построен из цветных стеклянных блоков и увенчан граненым куполом. Украшенный мозаикой пол искрился в лучах света, пронизывающего весь павильон. В середине постройки находились семь ступеней, по которым струилась вода, как символ живого стекла, а в глубине здания скрывался калейдоскоп, проецирующий потоки окрашенного во все цвета радуги света. Ночью павильон, освещенный изнутри, сверкал как драгоценный камень. Для начала двадцатого века это было настоящее чудо архитектуры, далеко опередившее свое время.

Стеклянные технологии

В 1949 году известный архитектор Филип Джонсон построил на территории своего поместья в Новом Канаане (New Canaan, штат Коннектикут) стеклянный дом. Это полностью прозрачное строение стало, по словам архитектора, "самой чистой вещью из всего, что я создал в своей жизни в архитектуре. Все остальное испорчено тремя проблемами: клиентами, функциональностью и деньгами. Здесь же ничего этого не было".
Стеклянный дом Джонсона стал воплощением тезиса "органичной архитектуры", в которой стираются границы между окружающей средой и жилым пространством. Конечно, будучи построенным в 1949, это здание было далеко от совершенства. Тем не менее, архитектор жил в нем вплоть до своей смерти в 2005 году. Нет, это не было похоже на дурацкое шоу за стеклом. Все поместье Джонсона окружено высокой стеной, и сам дом видели только гости. Более существенной проблемой была энергоэффективность здания. Большая площадь остекления привела к значительным теплопотерям в холодное время года и, напротив, в жаркие дни дом превращался в парилку. Джонсон решил эту проблему просто. Зимой он жил в своем поместье (выстроенном по классической технологии из кирпича), а летом стеклянный дом спасала листва деревьев, закрывающих солнце, и система кондиционирования.
На сегодняшний день в арсенале строителей и архитекторов есть множество инструментов для решения любых проблем, возникающих при строительстве хрустальных замков.
Во-первых, существуют энергосберегающие стеклопакеты. Благодаря специальному покрытию такое стекло пропускает в помещение коротковолновое солнечное излучение, но препятствует выходу из помещения длинноволнового теплового. Теплопотери в этом случае даже ниже, чем у стандартной кирпичной кладки.
Вторая проблема, напротив, защита от солнечного излучения, чрезмерно нагревающего внутренние помещения. Тут существует несколько решений. Наиболее распространенные - солнцезащитные стекла, отражающие или поглощающие солнечный свет. Однако в нашем переменчивом климате это все - полумеры. Подобные солнцезащитные стекла не могут нормально работать в паре с энергосберегающими. Таким образом, в доме будет либо холодно, либо жарко. Универсальным решением является электрохромное стекло. Его прозрачность можно изменять либо самостоятельно при помощи пульта дистанционного управления, либо автоматически, через систему своеобразного климат-контроля.
И третья проблема - безопасность. Стекло, как известно, материал хрупкий, к тому же разбиваясь, имеет неприятную особенность распадаться на сотни осколков, представляющих нешуточную опасность. Тут также существует несколько решений.
Самый распространённый вариант - стеклопакет на основе триплекса. Стеклопакет состоит при этом из наружного стекла и внутреннего триплекса - двух или более стекол, склеенных между собой при помощи пленки или специальной жидкости на основе различных видов смол. При этом одно из двух склеенных стёкол может быть энергосберегающим. Механическая прочность при этом не увеличивается, зато при разрушении стекла все осколки остаются на эластичной пленке не рассыпаясь.
Более экономичный вариант - технология закаливание. При помощи особой химической или термической обработки резко повышается прочность стекла к ударам, перепадам давления и температуры. Кроме того, если кто-то все-таки умудрится разбить такое стекло (а это непросто), при разрушении оно распадается на мелкие округлые осколки без острых граней.

Все новое - хорошо забытое старое

Стеклянный фахверк Стеклянный фахверк

Сегодня стеклянные дома, благодаря новым технологиям и свежим веяниям в дизайне и архитектуре, становятся все более распространенным явлением в элитарном строительстве.



Строительство элитных коттеджей в стиле "стеклянный фахверк" - наиболее популярная схема. Принцип прост. Возводится каркас дома из дерева. Промежутки между балками заполняются либо непрозрачным материалом - оштукатуренные снаружи панели с высокоэффективным утеплителем, либо современными стеклопакетами. Фахверковая конструкция дома позволяет создавать огромные площади остекления, создавая тот самый эффект слияния с окружающим миром, которым грезил Пауль Шеербарт. В то же время, благодаря универсальности и высокой несущей способности каркаса, планировка в доме может быть практически любой. То есть владелец дома получает и шикарные гостиные со стеклянными стенами, и уютные внутренние помещения дома вроде спальной.

Внутреннее пространство

Технологии фахверк Технологии фахверк

В интерьерах современного стеклянного фахверкового дома, как правило, господствует минимализм.




Большинство дизайнеров при выборе элементов мебели и интерьера останавливаются на правильных геометрических формах. Обычно строгий стиль фахверка прекрасно сочетается со всевозможными цветовыми акцентами, уместными при выборе элементов интерьера, такими как яркие вазы для цветов или изящные ковры. Огромное значение имеет правильный выбор светильников для такого дома - ведь дом живёт в первую очередь за счёт естественного и искусственного освещения. Обычно используется рассеянный, отражённый свет, не дающий бликов на глянцевых поверхностях и не раздражающий глаза. Далеко не последнюю роль в оформлении интерьеров играет лестница - зачастую она является центром дизайнерской композиции дома. Её стиль является воплощением идей прозрачности и открытости, заложенных в архитектуре здания, поэтому чаще всего лестницу выполняют из стекла.

"Мы хотим таких стен, которые бы не отгораживали нас от огромного, бесконечного мира. Величайшим является то, что лишено границ… Лишенное границ - это бесконечное мировое пространство. Вот почему мы хотим, чтобы стеклянная архитектура победила все прочие". Для Пауля Шеербарта стекло стало не просто строительным материалом. Он считал его неким проводником, связующим звеном между человеком и бесконечностью космоса. В его представлении каждый стеклянный дом - это священный собор, где люди могут общаться с миром.
На самом деле все это звучит довольно дико. Однако нельзя не признать, что архитекторы, вдохновленные писателем-экспрессионистом, создали поистине прекрасные сооружения, знаменующие новый виток эволюции в области архитектуры и дизайна.